Печать
Статьи
Страницы истории

«Полдямасово, Маресево, Починок Кеуштанов, Анудемир тож, Пуза, Наруксово, Азрапино... Музыка забытого языка лесных жителей — бортников, скорников, охотников. Когда-то южная окраина Нижегородских земель изобиловала непроходимыми лесами, когда-то населяли её мордовские племена. Воображение рисует шумящий полог густых ветвей над ныне бескрайними полями. Осторожный народ в белых одеждах, которому лес и отец, и кормилец, и бог... Еще до того, как сгинули деревья-великаны в огненном чреве поташных заводов, до того как расползались по Нижегородчине проплешины будных станов, вперялось княжеское око далеко в дебри непроходимых лесов Запьянья и Алатыря.»


Нижегородский князь Константин Васильевич в ХVI в. повелел русским «...селиться на Оке, и по Волге, и по Кудьме, и на Мордовских селищах, где кто не пожелает». А в 1552 г. прошла здесь дорога на Казанское ханство. Вернулся Иван Грозный с победой, а в 1578г по следу его войска в завоеванных землях пролегла засечная полоса — поваленные деревья ощетинились на восточного врага узловатыми ветками. Вместе с алатырскими, темниковскими, арзамасскими землями достались русскому царю новые подданные из мордвы и татар.

В XVI–XVII вв. был организован поселок под названием Жарапино. И, как говорится в горьковском архиве, название взято от братьев Жарапиных (или Шарапиных), которые и явились зачинателями этого поселка. Селом оно стало позже, когда была построена сначала деревянная церковь, а на месте сгоревшей деревянной в 1812г. — кирпичная церковь.

До революции много изб топилось по черному. Избы освещались лучиной. Женщины после уборки хлебов с полей до посевной пряли и ткали. Мужчины-старики плели лапти и кое-что делали по дереву для продажи, а молодые уходили на лесозаготовки к богатым лесопромышленникам. Село было приписано к Починковскому конезаводу.

В войну 1914–1918 годов многие ушли на фронт. Оставшиеся мужчины стали изготавливать болванку для ружей и спицы для военных повозок и артиллерийских колес. 1918–1920 гг. были неурожайными. Создалась угроза голода.

До 1923 года существовала Азрапинская волость, в которую входили: Азрапино, Наруксово, Учуево-Майдан и Садовка. В 1923 году началась подготовка к переезду волости в Наруксово.

1927–1928 гг. Полный расцвет НЭП. Крестьяне обзавелись плугами, железными боронами, веялками, сеялками, жатками. Вносились минеральные удобрения, приобретались сортовые семена. В 1959г. по решению общих собраний колхозов, колхозники объединились в одно хозяйство, присвоив ему название к-з «Азрапинский».

На данный момент на территории Азрапинской сельской администрации проживает 560 человек и находятся следующие организации: СПК к-з «Азрапинский», Азрапинская средняя школа, в которой обучается 41 ученик, фельдшерский акушерский пункт, сберкасса, почта, магазин, библиотека, дом культуры.


Есть на Азрапинской земле места, посетив которые и подышав воздухом, уже испытываешь прилив сил, подъем настроения, душевное спокойствие.Одним из таких мест является Азрапинский родник, известный на всю округу. Вода в нем чистая и полезная. В ее состав входит серебро и другие микроэлементы Благодаря этому свойству, вода долгое время хранится и не теряет свои вкусовые качества.

Недалеко от села Азрапино, на северо-западе около болота, имеется большой родник, в котором оказалось много чистой воды. Историю возникновения родника трудно точно воспроизвести, и существуют две версии его возникновения. По одной версии родник образовался зимой на рождество Христово, по другой летом на лугах. На месте образования родника появилась икона «Спас Нерукотворный», по этому родник считается «святым». По рассказам сторожил: «Икону отнесли в церковь, но она вернулась на прежнее место».

Долгое время над родником издевались и забрасывали его мусором. Но родник живет и сегодня. После образования родника на этом месте еще появился и женский монастырь «Азрапинская Спасская община». При монастыре имелась ветреная мельница, кирпичный сарай и кузница, породистый крупный рогатый скот и лошади. Сам монастырь около шести десятин был огорожей штакетником высотой 4 метра с зубцами, в которых были гвозди заточенные сверху. У ворот стоял сторож-привратник. Внутри монастыря находились: церковь, 2 деревянных двухэтажных здания, в которых помещались иконописная и другие мастерские, а также общежитие для молодых монахинь и больше 10 одиночных келий, где проживали старые постриженные монахини и их послушницы, то есть молодые монахини. У монастыря имелся прекрасный общий сад, и около каждой кельи росли цветы и кустарники.

После революции 1917 года монастырь реорганизовали в Азрапинскую сельскохозяйственную артель, а игуменья монастыря стала называться председателем артели. Она участвовала на заседания пленумов волисполкома. В это время на базе построек монастыря организуется детский дом. Заведующая детским домом была коммунистка Басалаева Марья Александровна. А в 1923 году выбыл из монастыря детдом, уехала и Басалаева М.А.

Слава Азрапинского родника известна далеко за пределами района и области. Родник является самым памятным местом для жителей села. Родник прославился своей святой, чистой и вкусной водой. Многие люди приезжают сюда за исцелением, именно эта священная вода считается исцелителем. Также рядом с родником находится и купальня с холодной водой, текущей с родника. И в святой праздник Крещение 19 января люди съезжаются сюда, чтобы набрать воды и искупаться в купальне, хотя в январе достаточно холодно, но люди все равно не боятся входить в ледяную воду, они этим исцеляются и очищаются. Не так давно азрапинцы отстроили часовню в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Есть здесь и купальня. Об источнике подробно рассказывается в книге нижегородского писателя Цветнова «Дарья Мальцева»

Погружаться в источник можно в любое время года. Главное правило: помнить, что источник святой, поэтому, чтобы получить пользу от такого купания, нужно совершать его с верой и молитвой. Если сразу погрузиться не хватает духа, можно омыть отдельные части тела: руки, ноги, лицо, а также попить воды. Все святые источники – целебные. Некоторые почитаются, как способные исцелить определённые недуги.

ФАКТЫ:


По материалам Азрапинского школьного историко - этнографического музея