Центральный государственный архив древних актов сообщает, что деревня Тугаева основана в 1597 году Темниковскими служилыми татарами на реке Кетиме в Темниковском уезде. Первыми поселенцами были татары по фамилии Тугаевы. В архиве имеются следующие документы:
- 1614 г. Из писцовой книги поместных земель Темниковского уезда — записи о деревне Тугаевой, с деревнями и пустошами. Приводятся выдержки: «За татары за Салтаналеем да за Сюнчелеем,а они служат, да за Бидишем, а он 7 лет, да за Енашем, а он шти лет, Тугаевыми в деревне в Тугаеве на речке на Кетиме на их жеребей: двор помещиков да во дворе янских дворов: во д. Якушка/Иванов, во д. Безсонко Иванов (и другие, всего 5 крестьянских дворов, лист 215 и оборот)».
- 1681 г. июнь. Переписная («отписная») книга населения дер. Тагаевой Саранского уезда, составленная в Темниковской приказной избе при конфискации («отписке»)поместий с русским населением.
- (1784 г.) Экономические примечания по сёлам Починковской волости Тагаево, Шишидево, Староселье, Дураково, Наруксово, Арзанино, Учуевский Майдан, Шольный Усад, Печи и сельцу Кармалей лейб-гвардии Конного полка, составленные при генеральном межевании земель, содержат сведения о количестве дворов, численности и занятиях населения, природных условиях и пр. (Ф. 1355 Экономические примечания, Нижегородская губ., Лукояновский уезд, № 55, л.л. 1—3 об.) В печатном справочнике «Список населённых мест Нижегородской губернии по сведениям 1859 г.» СПБ, 1863 г. Значится пар-ф 3146 Тагаево (Староселье), село казенное,при речке Кетиме, 153 двора, 965 м., 1007 ж.,церковь, сельское управление,училищ 2 (одно сельское).
Село Тагаево во времена реформы 1861 г. было самым бедным из Починковской волости. Земля — сероземы и подзол. Других земельных угодий не было: ни леса рядом, ни реки с пойменными лугами. Из 500 с лишним домов — 45 % мужиков-безлошадников.Помещиков в селе не было. Оно было приписано к Починковскому Государственному конному заводу. Мужики считались казенными крепостными и обязаны были 2 дня в неделю отрабатывать на земле конного завода на своем тягле. Царский манифест 1861 года об освобождении крестьян от крепостной зависимости тагаевские мужики восприняли недоверчиво. Дело в том, что социальные условия крестьян, от крепостной зависимости освобождённых, не изменились. Мужик оставался закабалённым, а полковник конного завода — всё тем же господином над ним.
После реформы остатки крепостного права зиживались очень медленно. В деревне усилилось расслоение крестьянства на бедняков, середняков и кулаков. Увеличилась рознь между земледельцами. Из-за хорошего клочка земли нередко враждовали между собой. Предприимчивые крестьяне или, в ту пору их называли по- тагаевски, «умные мужики», которые за счёт бедноты обзаводились крепкими хозяйствами, превращались в середняков и кулаков. Беднякам приходилось идти в кабалу к кулаку. Много безлошадных бедняков уходило «на сторону» — в город, на золотые прииски, на волгу — на временные заработки и, часто, навсегда. После введения реформы усилилась связь с рынком. Тагаево находится в 7 километрах от бывшего торгового базарного села Починок. Возникли новые ремесла,а именно: кузнецы, плотники, деревянолопатники, пильщики-домовики и др., а лапти в Тагаеве издавна плели на базар. С тех пор в народе бытует пословица «Лапти плесть — раз в сутки есть.» Сейчас ещё сохранились названия улиц тех времён — Кузнецовка (там жили кузнецы). Лачуги кузнецов стояли в конце Большой улицы, а их мастерские стояли рядком на южном склоне сухого оврага под названием «Кстима». К концу 19 века их стало, имеется ввиду лачуг-мастерских, более дюжины. Кузнецы ковали для хлеборобов сошники, подвои, палицы к сохам и другой хозяйственный инвентарь.
Готовили к базарному дню (четвергу) предметы для продажи, как то: бурава, ножи, серпы, ухваты, кочерги и т. д. Каждый кузнец знал своё определённое направление в труде, т. е. специализировался. В воскресные дни на Кузнецовку стекался люд поути со всей Большой улицы (теперь — улица 1-го Мая). Они играли в орлянку, пили водку в трактире. Были споры и драки, но можно было услышать и разумные разговоры, а особенно послушать русские народные песни. «Умные мужики», т. е. зажиточная часть населения, с насмешкой говорили: «Ну, голытьба разгулялась». Кузнецы называли таких умных мужиков «верхотой». Так складывались жизненные противоречия между «Верхотой» и беднотой — отходниками, ремесленниками. Накануне реформы в Тагаеве было около двух тысяч населения. Население было сплошь неграмотным. Начальная сельская школа в Тагаеве была открыта только в конце 60-х годов 19 века. Наряду с ней существовала и церковноприходская школа.
До самой Великой Октябрьской социалистической революции в этом большом селе существовали только две эти маленькие школы. Зато здесь имелось 2 церкви, один трактир, казёнка для продажи водки, одна маленькая частная лавочка, несколько десятков шинков.
* * *
После поражения революции 1905 года царское правительство стало на путь разрушения сельской общины. На сельском сходе в 1911 году представитель от Починковской управы зачитал список крестьян, в котором были и «верхота», и бедняки. Попавшие в этот список должны были выйти из Тагаевской сельской общины на участок — отруб, но крестьяне загудели и почти хором заявили: «Нет! Так не выйдет!» И один крестьянин, по прозвищу «Гвоздь» выступил и сказал, что лучше всем вместе коротать и работать на земле, «А хорошую землю мы из общины не выделим.» В заключение «Гвоздь» сказал: «Мужики могут согласиться отдать самую дальнюю землю, от Азрапина, а ведь там хватит её только на одно хозяйство.» Сход решил отдать по жребию дальний участок, угол от Азрапина. Было проведено несколько сельских сходов, но тагаевские мужики сопротивлялись проведению этого мероприятия, так как оно несло им разорение и обнищание. Мужицкий сход победил представителей царской власти.
* * *
От февраля до октября Тагаево жило всякими слухами о положении на фронтах и в столице. Приходившие на побывку солдаты и матросы рассказывали о Ленине, о большевиках и их программе. В ту пору повсюду велись жаркие споры о том, какая власть нужна народу. И вот в один воскресный день, в сентябре, у кузниц собралось много народу. Стихийно вспыхнул среди собравшихся спор о том,какая власть нужна народу. Один из вожаков- кузнецов сказал: «А всё-таки большевики победят-за них народ,а народ-это большая сила. Все царские генералы полетят!» В этом горячем споре были слышны такие лозунги большевиков, как: «Конец войне!», «Мир народу!», «Земля-крестьянам» и др. Бедняки ухватились за эти лозунги и уже никакая сила не в состоянии была остановить их борьбу за Советскую власть. У тагаевских мужиков вошло в привычку собирать сходы так: по улице ходил десятник и кричал: «На сход приходите!»… Но в этот морозный октябрьский день 1917 года над селом загремел набат… «Что за сплох?», — с тревогой спрашивали неграмотные мужики друг друга. «В Петербурге переворот», — отвечали знатоки, — «пошли на митинг». Народ со всех улиц валом валил на церковную площадь. Со старорождественного пришли с красным знаменем. Трибуну ораторам заменила табуретка.
Представитель из волости с. Починок, большевик, открывая митинг, заявил: «Товарищи крестьяне! В Петрограде совершилась пролетарская революция. Временное правительство низвергнуто. Власть перешла в руки Советов рабочих и крестьянских депутатов. Создано рабоче-крестьянское правительство во главе с вождём большевитской партии Владимиром Ильичём Ульяновым-Лениным». Люди с затаённым дыханием слушали оратора. А он продолжал: «Товарищи! Новое народное правительство заявило всему миру о прекращении войны.» В толпе послышались радостно-взволнованные вздохи и восклицания. От тагаевских граждан выступила женщина в красном платке В.Новикова. (Позднее, в этом же году она вступила в партию). Она сказала: «Товарищи! Мужики и бабы! Наконец-то правда победила. Теперь народ будет жить без буржуев. Рабочие и крестьяне будут управлять своей судьбой сами.» Буря аплодисментов и мощное «Ура!» разнеслись над площадью. На табуретку поднялся солдат и сказал: «Буржуев мы сбросили. Жить будем без господ и гораздо лучше, чем жили раньше. Но нам нужно поддерживать родную Советскую власть,защищать её от вражеских нападок. Я думаю,что мы сумеем защитить свою власть.»
Так на тагаевскую землю пришла родная Советская власть.
Кому-нибудь известно, что либо о Субботиных, переехавших в Покровку в 18.... году
Собираю материал про свою родню. Знаю, что Жена Макара Казарина была Анна Субботина.
Наша семья тоже родом из Тагаево. Дед Федор Субботин, участник русско-японской войны, был в начале 20 века сельском фельдшером, ровесник Сталина, умер в 1956 году. Наш отец Субботин Григорий, участник Великой отечественной, умер в 1988 году в Починках. Мать - Матрена Кошелева, умерла в 1999 году. Родители рассказывали о жизни в Тагаево во время войны.Выживали в страшных условиях, без еды, топлива. А нас, их детей и уже внуков разбросало по всей России и миру. Я иногда бываю в Тагаево. Впечатление грустное.
Мои предки жили в Покровке. Ищу любые сведения о них. Прапрадед- Казарин Макар Степанович, его жена Казарина (Субботина) Прасковья Яковлевна. Их дети: Пелагея (монахиня), Игнат , Варвара Щербакова, Ефимия (Офимия) Мартемьянова, Ефросиния Самотканова, Степан.
Буду рада любой информации.
boggal-madamyandex.ru
Спасибо
Но Шмаковой она стала после замужества.
Расскажите, кто родственники её бывшего
мужа. Как связаться с Татьяной Хохловой.
Мой адрес:podgornykh_nmail.ru. Бываю в
Тагаево в гостях. Обожаю это село. Ощу-
щаю зов духа и родной крови.
RSS лента комментариев этой записи